Еженедельник "Алфавит", 1998
«Автор категорически гарантирует, что при написании романа не пострадало ни одно животное и все изложенное – вымысел. 80-летию уголовного розыска посвящается».
Таково посвящение новой книги Андрея Кивинова «Умирать подано», презентация которой прошла в издательстве «ОЛМА-Пресс». Это одиннадцатая книга автора, по чьим произведениям – «Охота на крыс», «След бумеранга», «Убойный отдел», «Куколка» и другим - снимается один из самых удачных современых российских телесериалов «Улица разбитых фонарей» и его видеоверсия «Менты».
Пименов (Кивинов) Андрей Владимирович родился в 1961 г. в Ленинграде. В двадцать пять лет по чисто романтическим представлениям о милиции пошел туда служить. Очень скоро он, правда, понял, что простой «опер» и романтика – вещи абсолютно несовместные. Однако это не помешало ему дослужиться до майора и возглавить отдел по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга. В мае нынешнего года он уволился со службы. Причина - несогласие с действиями нового начальства. Сейчас он работает в независимом агентстве журналистских расследований. Как же удавалось писать книги до ухода из органов? Ведь работа занимала практически все время, включая выходные. «Поначалу я везде таскал с собой тетрадки, и в любой свободный момент писал». Правда, «свободные моменты» выпадали иной раз в не самое удобное время. Например, во время засады на какого-нибудь убийцу. Но – почему бы и нет? Пишет автор от руки. Почерк у него неудобочитаемый, но что поделаешь - с компьютером Пименов общаться не умеет. А кроме того, разве потащишь с собой в засаду двухсотый «Пентюх»? Первый сборник автора, «Кошмар на улице Стачек», вышел в 1994 году в Санкт-Петербурге. Когда до начальства дошло, что Пименов и Кивинов – одно лицо, на майора посыпались шишки. «Если он действительно работает так, как описывает в своих книжках, надо бы его уволить», - высказывались то ли в шутку, то ли всерьез коллеги. Кроме того, некоторые узнали себя в кивиновских героях, и не всем «портреты» понравились – у писателя весьма острый язык. Кивинов пишет в жанре криминальной беллетристики, вышедшем из «ментовского анекдота». Детективами свои произведения не считает, скорее уж романами. Однако, чего нет и не было в кивиновских романах, так это эротики. «Пытался я написать эротическую сцену… - рассказывает автор, - не получается. Не умею!» Хотя многие эпизоды написаны, можно сказать, на месте преступления, описаний реальных событий в романах почти нет. «Никто не верит, когда рассказываешь, как на самом деле происходит раскрытие какого-нибудь сложного убийства, – утверждает автор. – Поэтому большая часть событий выдумана. Хотя, естественно, все это навеяно моей работой.» Bпрочем, не только работой, а вообще жизнью. Так, например, в новой книге есть эпизод с итальянскими рабочими, которые вместо тридцати сантиметров асфальта положили десять, а мэр города обвинил во всем комаров. Они совсем закусали непривыкших работяг, вот и получилось все наперекосяк. Ситуация хоть и парадоксальная, но списанная с реальности: Руцкой, когда его команду арестовали за хищения, тоже свалил все на комаров. Мол, нервировали, работать не давали, вот так и получилось… Очень много в книгах Кивинова юмора. Причем, в силу специфики описываемого, юмор, конечно, «черный». Настолько черный, что при экранизации многие эпизоды приходится причесывать и сглаживать. «Слишком резко. Слишком!» – считают некоторые из задействованных в «Улице разбитых фонарей»-«Ментах» режиссеров. А их, ни много ни мало, десять. Представители старой кинематографической школы все еще пытаются показывать работу милиции в стиле «Следствие ведут знатоки», что совсем не соответствует идеям писателя. Молодое поколение, напротив, не рвется к такой примерности и положительности. Но даже для них кое-какие сцены из опыта работы питерских ментов представляются чересчур «чернушными». Самого же Кивинова беспокоит, что его героев, уже полюбившихся зрителям, скоро начнут просто эксплуатировать, не заботясь о качестве снимаемого кино. Кстати говоря, если «Улицу разбитых фонарей» и «Ментов» знают практически все, то факт авторства Кивинова остается за кадром – его фамилия с сериалом пока не ассоциируется, хотя в титрах и упоминается. Тем не менее, писатель Кивинов вполне известен. Книги его переиздаются издательством «ОЛМА-Пресс» чуть ли не каждый месяц. Общий их тираж составляет на сегодняшний день около двух с половиной миллионов экземпляров. Причем, издаются не только «крупные» произведения – каждый сборник включает и рассказы, что может позволить себе далеко не каждый из современных отечественных авторов. Так, в новую книгу вошел криминальный роман «Умирать подано», три маленькие повести о любви («Интервью», «Личное дело», «Смягчающее обстоятельство», - по признанию автора, это первая проба пера в жанре такого рода) и два рассказа («Карамель» и «Карамель-II»). О планах на будущее писатель говорить отказался. Сказал только, что не прочь сменить жанр, но пока не знает, в чем это будет выражаться.
Мария Фролова |