Три девочки в 1926 году

Марианна Ляшкевич, Тамара Каменская и Лида, 1926 годСмоленск, берег Днепра, 1926 год. Три восемнадцатилетних девы в чопорных, по нынешним меркам, купальниках: Марианна Ляшкевич, Тамара Каменская и Лидия, фамилии которой я не знаю. Марианна Ляшкевич (на фото слева) впоследствии вышла замуж за инженера-строителя Льва Шкубера, стала художницей, членом совета художников СССР. Жили они сначала в Смоленске, затем в Минске, а потом переехали в Москву. В 90-е годы я была на ее выставке, видела там портрет моего прадедушки Петра.

С Тамарой Каменской (на фото в центре), моей прабабушкой, Марианну связывали узы нежнейшей дружбы. Дамы дружили со школы и до самой смерти, причем обе прожили долгую и насыщенную жизнь: родились в 1908 году, а умерли в 2001. Познакомились они в 20-е годы на спортивных занятиях занятиях в ВШФО – Высшей школе физического образования – где факультативно занимались гимнастикой и танцами. Окончившая ВШФО и работавшая тренером Галя, старшая сестра Тамары, смотрела на младших девочек свысока.

Лида же (на фото справа), была одной из тех, кем "уплотнили" после революции семью Каменских в их доме с мезонином на Казанской горе. Ее поселили в бывшей их детской. Прабабушка в воспоминаниях определяет Лиду как "некрасивая, но тоже хорошая девушка". Она была комсомолкой, носила красную косынку и училась на рабфаке. Девочки сдружились и каждое утро с марта по октябрь бегали на Днепр - плавать. Плыли вниз по течению три километра, а обратно, чтоб не возвращаться вплавь против сильного течения, делали пробежку по берегу.

Физкультурой девочки продолжали заниматься и позже, когда уже учились в мед.техникуме. Скажем, прабабушка моя имела 1-й разряд по

Тамара Каменская, 1926 год. На обороте надпись: «Не смотри на ночь!»
гимнастике, медаль за бой на рапирах и значок "Ворошиловский стрелок". К прыжкам с парашютом двадцатилетнюю Тамару не допустила медкомиссия, сославшись на глухие тоны в сердце. Впрочем, никакие глухие тоны не помешали ей дожить до девяносто трех лет и увидеть первую свою праправнучку.

Еще одна юношеская фотография прабабушки, казалось бы, ничем не примечательна: девушка и девушка, вот только на обороте написано красными чернилами "Не смотри на ночь!" Имелось в виду, что, мол, милый друг, вот тебе моя фотография, но на ночь в нее не смотри - ужас какая я там получилась, кошмары будут сниться. Узнаваемое кокетство, что и говорить, во все века, я думаю, встречается.

Таня Троицкая, Тамара Каменская, 2 февраля 1925 годаНадпись на другой фотографии тоже очень девическая, но на этот раз восхитительно подробная: "Милая Тамуля! Может быть и даже наверное мы с тобой разойдемся и даже не будем писать друг другу. Это всегда ведь так бывает. Но все-таки мы лучшие наши годы, нашу первую молодость мы провели вместе. Вместе скучали, веселились, лопали, учились и мучались. Когда посмотришь на эту карточку, вспомни как обделался Чертик и как мы удивились, когда это обнаружили. Вспомни вид Гроссмана!!!!! Я сейчас пишу, а ты долбишь Россию. Я уже не буду все равно <...> стоит <...> географии, только бы <...> А там делай, что хочешь <...> Таня"

Таня - это Таня Троицкая, еще одна прабабушкина подруга, с которой они однажды после ссоры с родителями спрятались в библиотеке ДК Красной армии, где занимались танцами, и остались там на ночь. Что было с их бедными мамами – не пересказать, конечно... Вернемся же к надписи на фото. "Чертик" – это котенок. "Гроссман" – видимо, преподаватель. "Долбишь Россию" – скорее всего, "зубришь историю России". "Только бы" – очевидно, закончить. В 1925 году девочки кончали школу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить