Отпечаток времени

Городок, и без того изрядно опустевший к середине войны, полностью вымирал (рис.Александр Коган)

Стоял июль; после полудня городок, и без того изрядно опустевший к середине войны, полностью вымирал. Пыльные узкие улицы его звенели от зноя, и только ближе к ночи, когда на бугристые мостовые опускалась тень от низкорослых провинциальных домиков, во дворах и за оградами появлялся намек на жизнь. Неспешно выходил из крыльца и садился на резную садовую скамейку усатый дед Алексей Петрович в латаных галифе, деловито заканчивала брошенную утром стирку дородная прислуга Титовых на заднем дворе, звякал колокольчик булочной Гершевича и привычно скрипела, открываясь, несмазанная дверь скобяной лавки.

Но сейчас, в середине дня, все скудное население города N, не призванное в действующую армию и не отправившееся в центр за пропитанием и на заработки, пряталось от зноя в глубинах домов и лавчонок, отыскивая прохладный уголок. 

В «Художественной фотографии М. Лалина», чей все еще изысканный, хоть и облупившийся фасад в модном стиле «модерн» украшал самый угол Семеновской и Институтской, Матвей Лалин и его подмастерье – племянник Коська Дынкин, пили чай с ватрушками.

Конечно, чай был уже не тот, что раньше, да и ватрушки вызывали у Матвея легкую неприязнь. В последние пятнадцать лет своего существования "Художественная фотография М.Лалина" повидала всякое, но до самого последнего времени Матвей неизменно имел со студии регулярный доход. Именно благодаря накоплениям и вложениям, сохранившимся с благополучных «модных» времен, он мог до сих пор содержать ставший убыточным в военные годы салон. И продолжать покупать свежие ватрушки у Гершевича к полуденному чаю (при мысли о ватрушках в качестве символа обеспеченной жизни Матвей передернулся сухощавым лицом так, что усики-ниточки шевельнулись под выдающимся носом,  словно хвостики мышей, разбегающихся от хозяйской кошки).

– Достань варенье, – мрачно кивнул он Коське. – И меду, да, и меду.

Константин Дынкин прибился к Матвею недавно, около полугода назад. Он приходился Матвею племянником со стороны старшей сестры, и та, не спросившись хотя бы телеграммой, отправила сына к дядюшке – обучаться делу, а по существу просто в город, любой ценой вон из захудалой глухой деревушки. Коська и поехал.

Но оказалось, что и в городе все не так радужно. Какое уж тут «дело», чему тут обучаться? К дядюшке он попал в тот печальный момент, когда клиенты в «Фотографию» уже заглядывали, дай бог, раз в два-три дня, и то все больше по вопросу надгробных изображений. Хозяин пребывал в унынии, отчетливо понимая, что в ближайшие годы людям будет не до искусства. «Художественная фотография по нашему времени никому не нужна, – с мрачной уверенностью, приводя множество примеров и обоснований, растолковывал дядя Матвей племяннику за чаем, за обедом, а также и по вечерам, выйдя в сад на свежий воздух. – Кабинетную фотокарточку, достойную украсить каминную полку или альбом, теперь редко кто может себе позволить, а главное – мало кто может ее захотеть. Про искусство думать забыли, не до красоты им, не до изысканности!..» Матвею было горько. Других тем для бесед с племянником он не находил. Впрочем, и не искал.

Тем не менее кое-чему Матвей понемногу его все же учил. К примеру – ретуши на отпечатанных для клиентов оттисках, которые так и не забрали по каким–либо причинам. «И отчего можно за такой красотой не вернуться?» – бормотал под нос Матвей, легко касаясь кистью нечеткого на снимке платья щедро декорированной молодой дамы с веером в руках. «Веер-то – вот он, – кивнул дядька в сторону стеклянного шкафа с реквизитом для постановочных снимков. – Не такая уж и гордая дама была. Пришла по жаре без веера, вся запыленная, не то что на моем фото – цветок, сама свежесть!»

За жарким чаем с медом расплавленный Коська привычно вернулся мыслями к любимой им даме на фото. Не в первый раз он представлял себе, как будто прямо сейчас, нынче, здесь за окном слышна легкая поступь ее каблучков по раскаленной мостовой, и словно наблюдал воочию точеные голые руки в ажурных перчатках, державшие веер, и тонкую вуаль, скрывающую от солнца нежные, изящные черты... Сквозь полудрему Коська совершенно отчетливо видел, как она уходит легкими шагами, двигаясь сквозь жаркий воздух, как маленькая птичка, и вдруг, от соседнего дома обернувшись, смотрит ему прямо в глаза, рукой то ли поправляя прядь волос, то ли прикрываясь от бьющего в лицо солнца. И как это можно – по самому солнцу в таком длинном пышном платье?.. Хоть бы пуговку лифа расстегнула или…

Дверь с улицы в контору громогласно звякнула колокольчиком.

На мгновение всё в комнате замерло: рука Матвея с блюдцем чая на полпути ко рту, Коськина ложка, зачерпывающая мед, и даже настенные часы, флегматично размечающие маятником минуты бытия при любых обстоятельствах, и те изумленно примолкли. 

Секунду спустя все задвигалось и, казалось, зажило заново.

Матвей встал и, торопливо вытирая усики тыльной стороной ладони, кивнул Коське – мол, тихо сиди, я сам проверю, кто там.

В полумраке конторы стоял молодой офицер в гимнастерке. Он выглядел усталым и далеко не таким бравым, как прежние юные офицеры, наводнявшие «Художественную фотографию» в начале войны. Но все же в позе его и осанке чувствовался характер, возможно, слишком зрелый для его лет.

– Чего изволите? – осторожно, однако пытаясь изобразить деловитость и хватку, спросил Матвей.

– Работает ли ваша фотография? – поинтересовался молодой человек.

– Эммм… Конечно, конечно! – засуетился было Матвей. Спохватившись, уточнил:

– Желаете снимок?

– Желаю, – устало отрубил военный. – Прямо сейчас.

– Проходите-с, проходите-с, – попросил Матвей, судорожно вспоминая, все ли у него в наличии для съемки «прямо сейчас», и прикидывая, вернется ли молодой военный за снимком с деньгами.

– Какими судьбами в нашем городе? – начал Матвей светскую беседу, пропуская офицера (при ближайшем рассмотрении – сущего мальчишку) в павильон ателье.

– Неважно, – буркнул военный. – Сделайте карточку, мне надо оставить даме.

– Даме? – поддержал беседу Матвей, выдвигая треногу с аппаратом из темного угла и скидывая с него наброшенную ткань, взметнувшуюся внезапно легко, словно тонкая вуаль из-под дамской шляпки. Юноша чихнул от поднявшейся пыли, Матвей начал извиняться, кликнул Коську, который, вбежав из соседней комнаты, немедленно создал столько суеты, что уже и военный не мог сдержать нервного смешка от нелепости ситуации.

– Когда тут последний раз снимали? – спросил он, кривя рот.

«Да только вчера, вчера», – почти сказал уже Матвей и даже начал кивать головой и победно улыбаться, привычно рисуя перед внутренним взором картину успешного знаменитого фотосалона, но вдруг ощутил бессмысленность вранья и, перестав кивать, словно китайский болванчик, коротко ответил: «Три месяца».

Юноша, заразившись у Матвея, ритмично дернул головой раз, затем другой и с нескрываемым сомнением огляделся вокруг.

– Александр Нестеров, – представился он. – Прапорщик. Договоримся: неважно, откуда, куда, и про даму тоже… Не спрашивайте. Ищите свои аппараты, сделайте снимок. Я не спешу.

– Как скажете, господин офицер, – привычно выпалил Матвей и начал собирать все к съемке. – Костя, предложи господину чаю. Займи беседой.

Спустя полчаса все было готово. Камера налажена, новая пластина промыта, залита коллодием и вставлена в раму. Кресло, в котором положено было сидеть модели, очищено от пыли и выставлено в самом выгодном ракурсе. Оставалось отдернуть портьеры, открывающие огромные, почти во всю стену, окна – гордость «Художественной фотографии М. Лалина». С этим Матвей решил не спешить, чтобы как можно дольше сохранить в павильоне прохладу. Сперва все обсудить, упомянуть вскользь расценки, показать, куда встать или, если угодно будет, сесть, предложить выгодные позы и рассказать немного об искусстве фотографа – это была самая любимая Матвеем часть работы. Костя пригласил офицера и уже почти по-свойски (они с прапорщиком оказались практически одного возраста, едва разменяли третий десяток) начал рассказывать ему, как будет проходить съемка.

– Нет, – немедленно отрезал Александр, повернувшись к Матвею. – Кресло? Война идет, а тут – кресло. Скоро ни кресла этого, ни… – он остановился, вероятно, осознав, что не слишком тактично будет высказываться о хрупкости частной коммерции в столь сложное для России время прямо тут, в глаза этому потертому жизнью, но все же живому пока носатому пугливому полуеврею. – Давайте обойдемся без кресла. Я буду стоять… – он огляделся вокруг, – вон там, у портьеры.

Молодой человек явно ничего не знал о фотографии. Матвей пустился было в витиеватые объяснения о необходимости солнечного света для получения хорошего снимка, начал рассказывать об уникальности закрытых портьерой окон, ушел в химические дебри описания фотографического процесса, но прапорщик не обратил на это ровно никакого внимания. Он молча стоял на фоне портьеры с видом Наполеона.

– …Там же темно, для художественной фотографии требуется хорошее освещение, яркость, иначе не будет четкости картины, – все еще пытался противостоять Матвей, уже понимая, впрочем, что без толку, и заранее сетуя на нарушение рабочего процесса, фотографического ритуала и алхимии.

– У вас же не только окна, но и электрический свет? Поверните сюда свои лампы и переставьте аппарат, только и всего, – сказал военный. – Делайте.

Поцокав языком («Нет, так не дóлжно, где это видано, и что еще из этого получится!» –  бормотал он себе под нос), Матвей кивнул Коське, и они в четыре руки взялись передвигать огромные, с плафоном, похожим на жестяное ведро, лампы искусственного света.

– Вашбродь, в соседней комнате шкаф с реквизитом, извольте ознакомиться, – пыхтя от натуги, предложил прапорщику Коська, отодвигая кресло в сторону. Прапорщик молча, лишь кивнув головой, вышел за дверь – изучать реквизит.

Матвей дождался, пока офицер ушел,  чтоб не слепить клиента зазря мощной, в тысячу ватт, лампой, и начал выставлять свет, пытаясь добиться концентрации яркости в нужном поле. Свет ложиться как надо, разумеется, отказывался. На мгновение софит выхватил из полумрака спавшую в прохладе портьеры тощую собаку Мими, прикормленную Коськой со двора. «Надо выгнать», – подумал мимоходом заметивший ее Коська и тут же забыл, полностью занятый дотошным следованием дядькиным указаниям.

Передвинуть фотографический аппарат, чтобы взять в кадр нужный кусок портьеры, оказалось несложно. Молодой офицер вернулся с саблей – затупившимся от давнего лежания в шкафу пехотным клинком в старых чужих ножнах.

– Снимите с саблей, – кивнул он Матвею. – Неплоха. Даром что ножны старые.Матвей не стал делиться с юношей тем, что сабля эта совершенно обычная, без всяких отличий – средненькая строевая сабля, да еще тупая, как сибирский (упаси Боже, по привычке подумал Матвей) валенок. А ножны и вовсе достались ему от отца: не раз ему в детстве попадало этими ножнами, потому и сохранил их – на память о вздорном старике.

Если молодой человек и стал офицером в столь юные годы и с таким прискорбным уровнем знаний, то причиной тому, без сомнений, была война – Великая мировая война, давшая шанс стать царским офицером практически любому бойкому, быстрому юноше безо всякого происхождения и, к сожалению, образования.

Матвей снова тяжело вздохнул, и усики под выдающимся носом вновь вильнули, убегая от кошки. Ей-богу, два расстройства за день – это слишком.

– У сабли, – сказал Матвей, стараясь не выказать назидательного тона, – нет ни портупеи, ни темляка. Как ваше благородие изволит с нею сняться?

– Так и буду, – вновь отрезал прапорщик. – Так и снимусь. Заложу руки за спину и прижму ее так, чтоб не видно было, что нет темляка. Делайте.

Прапорщик 85-го Выборгского полка Александр Н., 1916-1917г.

Матвей видел, что мальчишка (какой уж тут офицер, теперь это было чисто детское, мальчишеское упрямство) готов взвиться. Брови нахмурились, глаза сузились и потемнели. Крупный рот на гладком, ровно выбритом лице был плотно сжат, а руки вцепились в саблю, словно в трофей мальчишеской драки, подтверждавший победу над старшим по возрасту. Возвращать саблю в шкаф с реквизитом господин прапорщик явно не собирался.

– Конечно, ваше благородие, как угодно, – подтвердил Матвей. – Одну секунду, ваше благородие, встаньте вот так, я лишь поправлю, чтоб кадр был хорош. Он подошел к натянутому, как струна, офицерику и аккуратно повернул его в три четверти оборота к камере.

– Заложите руки за спину, я вложу вам саблю как надо, – сказал Матвей доброжелательно, даже ласково, как делал всегда, организовывая своих неопытных моделей в композицию. На словах «как надо» юноша сверкнул глазами, задвинул не глядя саблю в ножнах за спину и сквозь зубы произнес: «Вот так. И довольно».

Матвей отошел к аппарату и окинул взглядом получавшийся план. Фотография выходила в некотором роде пресмешная: юный насупленный офицер, упрямо прижимающий скрещенными за спиной руками плохонькую саблю в чужих ножнах, которая, кроме прочего, лежала вверх лезвием против всех правил обмундирования. Сбоку обстановку довершала Мими с тонкими белыми лапками, продолжавшая безмятежно спать в портьере.

«Что ж, так тому и быть», – горько кивнул про себя Матвей. В матовом стекле камеры он увидел внезапно истинно правдивый портрет наступающего буйного времени, которое неотступно неслось на «Художественную фотографию», грозя смести ее если не с лица земли, то как минимум с угла улиц Семеновской и Институтской, из города N. и, вероятнее всего, из самой страны.

«Так тому и быть» – и он пыхнул магнием.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить